Скрытые издержки тарифов: Как американские компании пытаются защитить вас

Хотя акцент президента Дональда Трампа на тарифах с самого начала его второго срока в январе 2025 года занимал центральное место в новостях, реальное воздействие этих торговых барьеров постепенно начинает сказываться на американских потребителях. В то время как Трамп утверждает, что основные издержки от тарифов несет за собой чужие страны, на самом деле картина оказывается более сложной. Грозящая опасность падает и на американские компании, и на потребителей.

Хотя потребители пока не ощутили в полной мере силу тарифов, они уже платят скрытую цену. По данным Бюджетного лаборатория Йельского университета, средний налог на импортёров из США резко вырос до почти 18%, взлетев с едва ли 2,4% в январе. Гарвардская школа бизнеса оценивает, что американцы теперь тратят примерно на 5% больше за импортируемые товары из-за этих тарифов.

Так как же американские компании пытаются оградить потребителей от этого росaющего расхода?

Стратегические запасы и поглощение удара

Многие компании предвидели агрессивную позицию Трампа в отношении тарифов и стратегически формировали запасы продукции до их введения. Этот шаг позволил им временно смягчить удар, откладывая повышение цен для потребителей, надеясь на быстрое разрешение торговой войны.

Джон Лаш, вице-президент по продуктовой стратегии компании e2open (платформа для программного обеспечения цепочки поставок), объясняет: “Вначале компании предвосхитили тарифы и сформировали запасы, чтобы изолировать потребителей в надежде на то, что торговая война закончится до исчерпания запасов. Это давало некоторую краткосрочную защиту.» Однако по мере того как эти первоначальные запасы сокращаются, американские компании сталкиваются с острой дилеммой – растущие издержки сырья без легкого решения.

Варианты сложны: перекладывать возросшие затраты на тарифы на потребителей, что может вызвать шоковые повышения цен и снижение спроса; поглощать дополнительные налоги самостоятельно, рискуя сокращением доходности; или оказывать давление на поставщиков, чтобы те поделились бременем.

По словам Лаша, “для крупнейших покупателей, таких как Walmart и Amazon, от поставщиков требуют разделить часть убытков.” Это означает, что покупатели в этих розничных гигантах, возможно, будут видеть минимальное повышение цен на данный момент. Меньшие фирмы, не имеющие такой же рычащей силы, могут столкнуться с трудностью в этом балансировании и вынуждены будут либо передать возросшие издержки потребителям, либо поглотить их сами – оба варианта в конечном итоге нанесут ущерб их прибыли.

Временный перемирие: неизбежное наверстывание

Хотя эти стратегии предоставляют временное облегчение для потребителей, они могут только отсрочить неизбежное. По мере того как тарифы продолжают проникать в глобальные цепочки поставок и первоначальные запасы истощаются, американским покупателям, вероятно, придется столкнуться с заметным повышением цен в 2026 году и далее. Лаш предупреждает: “Когда полное воздействие тарифов проработается через цепочку поставок, конечный результат ясен: потребители будут платить больше за товары, а прибыль компаний сократится.”

Он признает, что потребительские расходы остаются удивительно устойчивыми, и фондовый рынок продолжает расти, несмотря на экономические неопределенности. Однако Лаш предостерегает, что дополнительное давление тарифов может протестировать эту упругость. Долгосрочные последствия этих торговых политик остаются неясными, но становится все более очевидным, что никто не избежит последствий в разрастающейся торговой войне с применением тарифов.