Средиземье, в котором, по словам Илона Маска, «хоббитов защищали жестокие люди Гондора», на самом деле не существует. Даже в его «представлении» о мире Толкина. Но если в 2023 году британский антимигрант Томми Робинсон получил поддержку из-за «непонимания» Толкина — это уже не просто курьез. Это проявление глубокой тенденции: использование культурных мифов для оправдания политических амбиций.

Маск и «жесткие люди» Гондора: когда фэнтезийные мифы становятся политическими инструментами

В недавнем посте на X Маск защитил Робинсона, упомянув: «Хоббиты смогли прожить свою жизнь в мире и спокойствии, только потому что их защищали жестокие люди Гондора». Это утверждение прямо противоречит сюжету Толкина. В «Властелине колец» Гондор — королевство в упадке, где трон уже не существует, а «жестокие люди» — скорее предатели, чем герои. Хоббиты выжили благодаря смирению, а не военным, как утверждает Маск.

Эта ошибка не случайна. Как показывает исследование Эммы Воссен, профессора игровых исследований, подобные искажения часто используются людьми, стремящимися обосновать свои действия. Например, крайне правые применяют Толкина, чтобы оправдать антимигрантскую позицию. «Если ты хочешь угнетать, — говорит Воссен, — ты видишь себя как хоббита, который оправдывает своё преступление».

Как «Властелин колец» стал оружием политики: история искажений

Использование Толкина в политических целях — не новость. В 1960-х годах хиппи вдохновлялись «Хоббитами», создавая лозунги вроде «Фродо жив!». Среди итальянских фашистов — еще в 1970-х — «лагеря хоббитов» стали местом для антикоммунистических выступлений. Сегодня итальянский премьер-министр Джорджия Мелони, которая «не считает «Властелина колец» фантастикой», поддерживает выставки посвященные Толкину.

История не ограничивается Италией. В США Министерство внутренней безопасности привлекло образы «Шира» — мифической зеленой родины хоббитов — для набора студентов в рамках иммиграционной политики. Там же, как отмечают исследователи, «рассылка в Шайр» превращает миф в инструмент социального контроля, где хоббиты становятся метафорой «непоследовательных» мигрантов.

Толкин в контексте: когда национализм встречает фэнтезийный миф

Однако важно понимать, что Толкин был человеком противоречивыми взглядами. Хотя он критиковал нацизм и называл «безумными законы» Гитлера, он также поддерживал Франсиско Франко и его национализм в Испании. К тому же, в своих статьях он сравнивал карликов с евреями, хотя и не скрывал своих взглядов на расовую иерархию.

Это не означает, что мифы Толкина можно применять как угодно. Как отмечает Джанет Крофт, редактор журнала Mythlore, люди, «поверившие в «неудачников», которые должны защищать свои ценности» — это уже потеря смысла оригинальной работы. Толкин, как писатель, вдохновлял на размышления о том, как удерживать баланс в мире, а не на использование мифа в политических баталиях.

Почему это важно для нас?

Искажение культурных мифов не только теряет их смысл — оно превращает их в орудия. В мире, где фэнтезийные мифы уже давно перешли в политический лексикон, понимание контекста становится критически важным.

Даже если вы не читали «Властелина колец», стоит задаться вопросом: как мы, как общество, используем наши культурные нарративы? Маск, с его неуместными постами, стал лишь продолжением тенденции, где политики стремятся выстроить «мифологию собственного». В 2023 году эта проблема становится еще острой: в условиях, когда мифы Толкина использованы для оправдания крайностей, стоит задуматься — а не подавляем ли мы истинный смысл культуры, чтобы оправдать свои решения?

«Те, кто хочет управлять мифами, — говорит Робин Энн Рид, исследователь Толкина, — делают это в ущерб самой истории. Их задача — доказать, что мифы их вдохновляют, а не то, что они сами их создают.»

Итак, если вы слышите о Толкине в контексте политики — помните: миф здесь не о хоббитах, а о том, как люди искажают культуру для победы. А иногда, как Маск, они просто не понимают, что значит быть «жестким» — и, как оказалось, и «мягким»